Свет в магазине

Не повторяйте чужих ошибок

Когда-то в недалеком прошлом, с десяток лет назад, освещение торговых площадей строилось по одному нехитрому принципу, а именно: приобретались светильники как в соседнем магазине и устанавливались на свои места. Эти «свои» места выбирались по интуитивному предвидению прораба или электрика. Иногда в расстановке приборов участвовал сам хозяин магазина и «привязывал» освещение к расположению будущей торговой экспозиции, в этом случае результат улучшался, но незначительно. С появлением подвесных потолков типа «Армстронг» компании, продающие осветительное оборудование, повезли на наш рынок тонны и тонны дешевых и не очень, встраиваемых в потолок светильников с зеркальными экранирующими решетками. Они, наряду со спотами, или как их еще называют — «точечными» светильниками, решили все проблемы и удовлетворили все потребности. Следует сказать, что мы ни в коем случае не принижаем достоинств этих световых приборов, но всему свое место. В теории и практике освещения торговых помещений существуют случаи, где применение этих приборов невозможно. Подобные светильники с зеркальной экранирующей решеткой высокоэффективны для создания освещения в офисах и подобных им помещениях, поскольку их оптические системы разработаны специально для этого. В случае торгового освещения эти особенности оптики данных приборов становятся не нужны, а требуемых для данного варианта они не имеют.

Шло время и бутики с освещением гастрономов приносили свои дивиденты. Времена менялись и все мы стали обращать внимание на то, как освещают магазины в Европе, ну или хотя бы в нашей столице, поскольку там произошли перемены несколько раньше. Предприниматели, открывающие новые модные магазины, стали требовать от электротехнических компаний, занимающихся в том числе и освещением, «фирменного» света, такого как они видели, ну, скажем, во Франкфурте на Майне. И вот тогда начался процесс, который продолжается и теперь. Специалисты по освещению и сочувствующие им стали «накачивать» торговые помещения новыми и дорогими приборами с металлогалогенными лампами. Клиенты торгующих светом компаний заучили словосочетание «металлогалоген» наизусть и требовали только этого, что щедро и получали. Здесь следует сразу оговориться, сказав, что металлогалогенный источник света действительно весьма хорош и эффективен, долговечен и экономичен, и все же есть одно НО. В иных случаях его применение может быть не только бесполезно, но и вредно. Не следует бездумно «навешивать» в торговом зале светильники как в магазине напротив, а стоит сделать паузу, подумать и обратиться к хорошему специалисту, владеющему темой торгового освещения на теоретическом и практическом уровне. Хорошая проверка компетентности специалиста — осмотр его реализованных ранее проектов, если таковые есть. Здесь существует один нюанс. Вы пришли в магазин посмотреть свет который сделал там выбранный вами светодизайнер или инженер, а он на вас не произвел впечатления или не понравился вовсе. Возможно, специалист действительно не опытный, но возможно, что данная система сделана абсолютно так, как хотел ее видеть заказчик, и его индивидуальным требованиям она удовлетворяет полностью. Еще бывают многие и многие тонкости: недостаточный бюджет, невозможность установки в нужные места осветительных приборов, неправильная эксплуатация или настройка системы в целом. Не делайте скорых выводов.

Вернемся же к нашим бутикам

Очень важно подобрать качественный свет не только с позиции требуемой освещенности, уровень которой, кстати, довольно высок на такого рода объектах, но и с точки зрения соответствия этого света товару выставляемому в данном магазине. Если вы продаете хрусталь, изделия из стекла имеющего тонкую и тщательную огранку, то забудьте навсегда о металлогалогенных источниках. Даже самые «теплые» по цветовой температуре лампы визуально превратят ваш хрусталь в пластмассу и ценники рядом с такими изделиями будут смотреться нелепо. Чтоб показать все достоинства ваших хрустальных ваз и прочего, вам придется выносить их на улицу и показывать при солнечном свете. Нужен ли вам такой свет в магазине? Выход есть и он рядом. Грамотный специалист покажет вам его.

Интересный случай из практики. Магазин продающий эксклюзивную радиоаппаратуру освещался люминесцентными лампами стандартной программы. Весьма и весьма дорогие аккустические системы некой американской фирмы были случайно освещены попадающим сквозь окно солнечным лучом и покупатели обратили внимание на великолепный лак их отделки. Оказалось, что фирма-производитель не только держит в секрете рецепт этого лака, а еще и вручную накладывает его в восемь слоев и гордится результатом. В этом лаке застыло порядка 40% цены этих аккустических систем, но все это было совершенно скрыто от покупателей. Данную проблему удалось решить грамотными акцентирующими световыми полями и подходящим спектром свечения источников. В результате у освещенных аккустических систем появился образ: ускользающее пятно теплого галогенного источника сконцентрированного на лаке, вытянутая в перспективу тень на стене, выделенная на общем фоне освещения фигура, которая непременно обращает на себя внимание, даже при простом движении покупателя мимо.

Теперь о ювелирных и часовых магазинах, о бутиках дорогих очков и многом другом

Блеск бриллиантов и мерцание дорогих часов, созданные с помощью света, создают особую атмосферу в ювелирных магазинах. Маленькие прелестные утонченные товары, предлагаемые такими магазинами, требуют определенного дизайна освещения. Цель которого — максимально эффектно показать индивидуальные качества каждого изделия. Чтобы показать мельчайшие детали, необходимы высокие уровни освещенности. Ювелиры уделяют особое внимание витринам. Свет используется для создания впечатляющей экспозиции, стимулирующей чувства покупателей. Чем более сфокусированный и холодный свет, тем сильнее может быть произведенный эффект. Предпочтительно использовать оптоволокно, галогенные лампы накаливания и металлогалогенные лампы, хотя реже. Эти дорогие товары должны быть защищены от действия теплового и ультрафиолетового излучения. Чрезмерный нагрев искажает форму оправ для очков, портит масло в наручных часах. Опалы под действием тепла могут даже взорваться, так как содержат воду, а рубины тускнеют, если подвергаются интенсивному ультрафиолетовому излучению.

Ну и наконец о модной одежде

Желания покупателя обычно бывает очень сложно удовлетворить. И решающую роль может сыграть тщательно спланированное освещение. Важно предусмотреть все: начиная с витрины и заканчивая зоной примерочных, которую так часто недооценивают. Хотя именно там покупатель впервые видит себя в выбранной одежде и принимает решение о покупке.

В дополнение к общему освещению магазина необходимо подчеркнуть экспозицию акцентирующим освещением. Теплый мягкий свет идеален для освещения кожи и тканей. Это правильный выбор, особенно для примерочных. Также выигрышно цветное освещение, гармонирующее с оттенками, актуальными в новом сезоне. Кроме этого важно знать специальные характеристики источников света и их возможность показать достоинства различных материалов и точно передать фактуру ткани. В этих случаях акцентирующая система с металлогалогенными источниками наиболее эффективна, поскольку она даст вам отличную освещенность при сравнительно небольшой мощности, она имеет длительный срок службы, хорошо настраивается и просто обслуживается. Предпочтительно используется теплая цветовая температура ламп, хотя все зависит от одежды которую вы продаете. К примеру, если вы экспонируете кричащий молодежный casual, то может быть и ядовитые цветные спектры будут на месте, еще более подчеркивая экстремальность стиля. Выбирать вам!

Разумеется, такую систему можно построить и на галогенных источниках и достичь требуемых целей. Но это целесообразно на небольших торговых площадях и на отдельных участках, в витринах и т. д. В целом затраты на такую систему будут выше, как капитальные, так и эксплуатационные. Количество светильников потребуется большее и мощность установки увеличится в несколько раз, поскольку светоотдача металлогалогенных источников на единицу мощности в десятки раз превышает светоотдачу галогенных ламп накаливания. И еще одно важное замечание: желательно не размещать и не нацеливать металогаллогенные приборы в зонах работы продавцов и, конечно же, передвижения покупателей, в связи с весьма сильным ослепляющим эффектом.

Все вышесказанное должно быть учтено специалистом светотехником при создании освещения в магазине. Требования к такому свету давно сформулированы, а варианты исполнения уже являют собой некий канон европейского коммерческого освещения. Многие известные бренды одежды и не только, уже унифицировали данный процесс и во всех магазинах по всему миру устанавливают одни и те же светильники, которые поставляются с первой коллекцией одежды к открытию, если это, конечно, официальный представитель бренда. Доверяйте на нужном этапе только специалистам и в результате получите эффективную осветительную установку, ведь, зачастую, инженеры-светотехники и светодизайнеры знают точно как сэкономить ваши средства и сберечь ваши нервы.


Август 2013 г.