Введение в архитектурное освещение

Не секрет, что искусственное освещение в жизни человека и общества в целом имеет неоспоримое значение как для удобства жизни, так и для культурной эволюции. Во многом вопросы связанные с освещением и светодизайном являются двигателем и одновременно признаком экономического роста и повышения уровня жизни. Достаточно вспомнить осветительные системы действовавшие в восьмидесятых и начале девяностых годов прошлого столетия и сравнить их с теми системами освещения, которые применяются сегодня. Они значительно эффективней, интересней и технически совершенней своих предшественниц. И дело не только в том, что серьезная эволюция наблюдается в самой сфере осветительных приборов и источников света, а еще и в безусловно возросшем понимании и усилении внимания к световым технологиям со стороны пользователей, потребителей и технических исполнителей. Сегодня, при строительстве объектов любого назначения инвесторы все чаще приходят к выводу о необходимости не только грамотного освещения, но и создания систем отвечающих современным требованиям энергосбережения, дизайна, надежности и, наконец, имиджа.

Этот последний фактор имиджа нельзя отрицать или недооценивать в современных условиях города, конкуренции в сферах бизнеса и общественного положения.

Давно доказано имеющее место влияние света на производительность труда, качество выполняемой работы, на утомляемость, а в последнее время и на такие сложные и комплексные проблемы как увеличение объемов продаж торговых объектов, регулирование посещаемости и другие. Наверное, было бы не логично открывать бутик модной одежды без какого либо наружного светового обозначения его вывесок, витрин и прочего, особенно при условии соседства множества конкурентных яркоосвещенных фасадов других, больших и небольших магазинов. Если вы сэкономили на освещении, то будте готовы, что окружающие сэкономят на вас. Чем выше уровень жизни в стране, тем ярче и светлее выглядят ее города вечером, тем интересней приемы и качественней оборудование для освещения. Уменьшая масштаб этой сложившейся ситуации до рамок объектов малого бизнеса ничего существенно не меняется, а проблема создания индивидуального лица как части конкурентного преимущества стоит даже острее. Световое оформление становится важным для создания некой интриги, облика отличающегося от всего, что есть в общей массе. Архитекторы и дизайнеры не мало поработали над фасадом вашего здания, все это вылилось в значительную сумму для вас и вы понимаете, что игра стоила свеч, а следовательно не нужно прятать все это в темноте от глаз окружающих. Покажите им этот плод творческой мысли в новом свете, заставьте их оглянутся и не пройти мимо.

Архитектурное освещение уже довольно давно стало неотъемлемой частью градостроительства. Конечно, в отличии от столиц и крупных мегаполисов, малым и провинциальным городам еще есть куда стремиться, но в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону.

Ошибки

Проходя по улицам нашего города невольно понимаешь, что работы для светотехников и дизайнеров по свету еще очень и очень много. Довольно большое количество архитектурно-интересных и представляющих нередко художественную ценность зданий не освещено или освещено не должным образом. Здесь стоит оговориться о том, что, безусловно, при создании дизайнерского, архитектурного освещения очень большую роль играет, так называемый, субъективный взгляд на полученный результат. То есть, говоря «освещены не должным образом», можно услышать аргумент о том, что идея изначально понравилась и дизайнеру и заказчику. Так или иначе, есть смысл в том, что данный подход не пришелся по вкусу одним и пришелся другим, но речь идет не совсем об этом. Считается, что творческая мысль художника на этапе зарождения идеи не должна ограничиваться ничем и во многом это верно. Очень часто недостаточный бюджет встает на пути реализации в жизнь очень хорошей идеи, и начинаются шаги по приведению идеи к бюджету. Как правило, результат разочаровывает всех участников такого творчества. Приборы заменяются на более дешевые, а следовательно менее качественные, их количество урезается, места установки изменяются с целью достижения хотя бы минимальной симметрии, не соблюдаются ставшие каноном правила такого рода освещения, а после всего, выбранные приборы работают крайне не надежно. Совершенно очевидно, что нужно переделывать, а это всегда труднее. Наилучшее решение возможно только при продуманном подходе к соизмерению бюджета и собственно идеи освещения. Возможна также поэтапная реализация проекта, когда без значительного вреда для внешнего облика здания устанавливается сначала одна группа приборов, несущая, например, фоновую засветку фасада, а затем, по прошествии времени и акцентирующие группы. В другом случае, первым этапом может быть освещен, скажем, центральный фасад, а вторым, прилегающий к нему второстепенный и так далее. Одним словом, выход есть.

Наиболее частые и распространенные ошибки в освещении архитектурных объектов можно подразделить на концептуальные и технические. Концептуальные ошибки — это те, которые не поддерживают целостность архитектурно-художественной идеи. Нередко архитектурная подсветка выглядит как банальное «навешивание» приборов на фасад без понимания архитектурной идеи здания и уж тем более без ее подчеркивания.

Выделяются менее значительные архитектурные элементы, в то время как в остро очерченных тенях остаются главные. Меняется визуальное восприятие объема здания и его частей, пропадает его внешнее настроение, разрушается целостный облик. Создание архитектурного освещения требует глубокого анализа значительности каждой детали заложенной архитектором, поскольку, отсутствие идеи невозможно скрыть и компенсировать самым виртуозным техническим исполнением.

Другая проблема, связанная с техническими ошибками, конечно, очень многогранна и обусловлена огромным количеством причин. Здесь и ранее упомянутый бюджет, и недостаточная квалификация специалистов светотехников, и игнорирование мелочей, которые в последствие становятся важными и влияющими на общую картину.

Одно из главенствующих нежелательных явлений — это несоблюдение, так называемого, баланса яркостей на поверхности здания. Сущность этого явления состоит в том, что потоки света исходящие от приборов одной группы выглядят гораздо более яркими нежели пучки света приборов другой группы.

Следует отметить, что при акцентировании различных архитектурных элементов, отражение от них света будет несколько разным, в силу разности форм и отражающих свойств, а поэтому визуальное восприятие наложенных световых пятен будет качественно отличаться. При условии правильного расчета мощностей, оптических систем, углов нацеливания, расстояний выноса приборов и мест их расположения всегда можно достичь сбалансированной и ровной картины.

Зачастую, опытному глазу достаточно одного взгляда, чтобы вскрыть причину какой либо проблемы и предложить ее решение. Так, например, острые и глубокие тени свидетельствуют, как правило, о неверно подобранной оптической системе прибора, а превращение окон в мертвенно темные пятна, о неправильном размещении точки установки прибора или его некорректном нацеливании. Тени обязательно должны присутствовать, ибо нет света без тени, но они должны быть правильно упорядочены и призваны выполнять эстетические задачи, а не мешать глазу тут и там. Грешат подобного рода «неправильные» здания и таким распространенным явлением, как выбеливание. При отсутствии должного расстояния выноса прибора от поверхности элемента на которую он нацеливается образуется световое пятно весьма высокой интенсивности, а дальнейшее распространение пучка довольно быстро сходит на нет. Это происходит из-за прямого отражения на поверхности фасада пламени горелки лампы. То есть отражающая поверхность встречается с хаотичным и высокоинтенсивным световым пучком, а не с четко сформированным оптической системой параметрическим лучом, подчиняющимся любым законам относительно смены своего направления и прочим. Здесь необходимо активно использовать кронштейны и скобы, светоформирующие и экранирующие решетки, бленды, пушки и многое другое, так, чтобы дать возможность лучу сформироваться до тех пор пока он перейдет в состояние отраженного. Нацеливание прибора также будет играть здесь огромную роль. Если вы допускаете выбеливание, то вам уже не добиться баланса яркостей на поверхностях здания, поскольку его нет уже в рамках одного светового пятна, а другие можно уже не принимать во внимание.

Довольно часто здание имеет огромное количество световых приборов пучки которых хорошо наложены на поверхности, элементы архитектуры для подсветки выбраны верно, да и, собственно говоря, все сделано правильно, но эффекта красиво подсвеченного здания нет. В чем же дело! Очень может быть, что у приборов занижена мощность источников, и интенсивности в пятнах просто не хватает для правильной их диффузии, но как показывает опыт, дело чаще в другом. Понятие баланса яркостей может иметь более широкие границы, то есть иметь смысл не только в пределах всех элементов и поверхностей одного здания, а распространятся на взаимовлияние нужного нам здания и окружающих его на улице соседних. Может получится так, что щедро подсвеченное всеми возможными способами здание, остается, в результате, тусклей, чем соседний дом с горящими многочисленными окнами. В этом случае, первое, что нужно сделать, это «вытянуть» объект из общего светового шума улицы посредством общей заливающей подсветки, а только потом переходить к акцентированию элементов, только тогда эффект обязательно получится ожидаемым.

Стоит сказать еще о нескольких важных для архитектурного освещения вещах

Например, при акцентировании отдельно расположенных элементов, особенно высотных зданий, прибор часто оказывается совершенно недоступным для технического обслуживания без применения сложных технических средств и прочего. Следует, по возможности, избегать подобных точек установки, но, все же, если идея подсветки требует именно этих точек, стараться применять приборы с источниками имеющими максимально длительные сроки службы, а это на современном этапе становится все более возможным. Чаще всего, если перед вами здание на фасаде которого добрая половина приборов не светится, то это свидетельствует либо о не рачительном хозяине, не обращающем на это внимания, либо о сложности обслуживания осветительной установки.
Второй важной проблемой, безусловно, является монтаж установки и все что с этим связано. Дело в том, что подвод питающего напряжения к осветительному оборудованию зачастую осуществляется абсолютно не эстетичным образом. Это и открытая проводка выполненная идущим волной кабелем, причем цвет изоляции обычно ни коем образом не гармонирует с цветом отделки фасада. Если кабель, все же, убран в гофрированную трубу, то это часто нисколько не улучшает ситуацию, делая его еще более заметным. На фасаде образовывается огромное количество распределительных коробок и дополнительных приспособлений, нередко устаревших морально и физически. Все это создает непривлекательный вид недоделанной работы.

Как правило, сами приборы установленные на фасадах не создают негативного впечатления, поскольку имеют довольно современный дизайн, позволяющий использовать одни на классических в архитектурном понимании зданиях, другие на объектах в стиле хай-тек, но все же хочется сформулировать здесь некоторые рекомендации относительного грамотного европейского подхода к монтажу архитектурного света.

Идеально, если установка будет спроектирована еще до строительства объекта и монтаж ее станет параллельным с возведением здания процессом. Все выводы групп скрытой электрической проводки касающиеся фасадного освещения должны быть выведены в места установки приборов на этапе предшествующем отделочным работам по фасаду. Кронштейны и скобы для непосредственного крепления приборов устанавливаются на этапе отделки здания и декорируются в цвет поверхностей стен, на которых они установлены. Если поверхность стены штукатурится, то весьма целесообразно будет установить на время данной работы и предусмотренный в данном месте световой прибор. Это позволит наиболее ровно наложить материал на поверхность в тех условиях освещения, в которых предполагается дальнейшая эксплуатация. В дальнейшем, если существует такая необходимость, прибор можно временно демонтировать. Когда строительная и отделочная работа закончена, устанавливаются приборы и нацеливаются согласно расчетным диаграммам. При необходимости корпуса приборов также окрашиваются в требуемый общей гаммой цвет.

В тех случаях, когда скрытый способ прокладки кабелей невозможен, например, как в случае готового фасада, можно использовать открытый способ прокладки, но выполненный с особой аккуратностью и в соответствии с требованиями ПУЭ в трубах или коробах. Неплохо, если кабель будет прокладываться по карнизам, под или над козырьками, парапетами и другими архитектурными деталями здания и также окрашиваться в цвет фасада.

Безусловно, в рамках данной статьи не удастся рассказать обо всех нюансах архитектурного освещения, оно многообразно и сложно. В последние годы заметно расширяется применение для освещения светодиодных источников, динамических систем сконструированных на их базе. Применяются концепции освещения, где относительно программируемых параметров задается либо праздничный режим иллюминации, либо графический и рисующий свет, и все это происходит на базе одной и той же системы. Приборы становятся меньше и компактней, а следовательно их присутствие на фасаде практически не нарушает архитектурных линий. Энергопотребление осветительных установок многоэтажных зданий становится соизмеримым с потребляемой мощностью электрических чайников.

Многие и многие тенденции в развитии данной области освещения еще появятся в ближайшее время в результате разработки и усовершенствования новых источников света и оптических систем. Задача специалистов светотехников нашей компании АКСИОМА, оставаться в курсе происходящего и оказывать всестороннюю помощь в разработке и реализации проектов любой сложности, что мы и стараемся делать постоянно.

Октябрь 2010г.